Статьи здесь

Выступления здесь

Неформальная оценка экономической эффективности
замены телекоммуникационных каналов банка

Виктор Галактионов

Одной из наиболее важных задач, которая встает перед руководством банка при принятии решения относительно необходимости внедрения новых средств автоматизации, является экономическая эффективность применения выбранных средств.

Так в [1] предлагается способ оценки эффективности внедрения, сопровождения и эксплуатации корпоративной информационной системы (КИнС) предприятия, функционирующего на рынке производства и сбыта продукции. Изложим кратко основные моменты данного метода.

На первом этапе показателем эффективности применения КИнС служит относительная трудоемкость процесса выполнения и обеспечения выполнения типовых операций (банковской операции, операций сбыта продукции, обработки заказа клиента и т.д.) при существующих и рациональных технологиях работы. За величину трудоемкости можно принять сумму временных затрат всех структурных подразделений, занятых в данной типовой операции.

На втором этапе оценки эффективности авторы предлагают определить количество типовых операций Z (например, подготовка документа), которые можно дополнительно выполнить за единицу времени по отношению к количеству выполняемых типовых операций при существующих технологиях работы и средствах автоматизации.

Третий этап оценки связан с определением срока окупаемости затрат на разработку КИнС бизнес-системы.

Пусть S — срок окупаемости затрат на разработку КИнС бизнес-системы определяется по формуле

S= N / (Z x С),

где С — средняя прибыль, получаемая при выполнении одной типовой операции;

N — стоимость разработки КИнС.

В свою очередь, стоимость разработки КИнС (N) можно определить по формуле

N=s0+s1+s2+s3+s4,

где s0 — стоимость проектирования КИнС бизнес-системы;

s1 — стоимость закупаемых программно-аппаратных средств в соответствии с заданными спецификациями;

s2 — стоимость развертывания или модификации ЛВС;

s3 — стоимость разработки и отладки прикладного программного обеспечения, а также интеграции всего программного обеспечения в рамках КИнС бизнес-системы;

s4 — стоимость разработки эксплуатационной документации и обучения специалистов.

В конце работы [1] авторы отмечают, что срок окупаемости рассчитывается исходя из прибыли, получаемой от осуществления дополнительных типовых операций, появление которых возможно только при использовании новых рациональных технологий работы структурных подразделений бизнес-системы и средств автоматизации их поддержки.

Однако, зачастую мотивом на переход к новым рациональным технологиям подталкивает не только и не столько возможность осуществления дополнительных типовых операций с использованием новых рациональных технологий, но и снижение текущих затрат в результате замены используемой технологии. По этой причине оценку эффективности внедрения новых автоматизированных рациональных технологий работы структурных подразделений по сравнению с существующими технологиями и средствами их автоматизации следует проводить также в разрезе достигаемого экономического эффекта.

Изложенная методика абсолютно полностью применима к областям производства, в которых возможно проведение четкой типизации выполняемых операциями. Специфика же банковской деятельности не позволяет провести такого разделения на операции. В данном случае логичнее было бы говорить о достаточно сложной совокупности взаимосвязанных и сильно разветвленных процессов, наложенных на иерархическую структуру банка и направленных на обработку входящих документов. По причине практической невозможности выделения из этой совокупности процессов типовых несвязанных банковских операций определение трудоемкости выполнения таковых, впрочем как и их количества, необходимого на втором этапе, представляется весьма затруднительным.

Третий этап приведенной методики предполагает возможность исчисления средней прибыли, получаемой при выполнении одной типовой операции. Определить срок окупаемости на данном этапе представляется также достаточно сложным по причине невозможности исчисления средней прибыли, получаемой при выполнении одной типовой операции.

Кроме этого, в результате ужесточения конкурентной борьбы между банками на решение вопроса о внедрении новых технологий в банковской сфере влияет не только потенциальная возможность получения дополнительной прибыли, но и возможность снижения текущих затрат, в частности, на эксплуатацию автоматизированной системы.

Рассмотрим метод расчета экономического эффекта, достигаемого только за счет снижения текущих затрат посредством смены существующей автоматизированной технологии. на конкретном примере смены традиционных каналов связи банка на альтернативные способы передачи данных.

Так вплоть до последнего времени телекоммуникационные расходы банка за использование исторически сложившихся каналов связи с клиентами (телетайп, телекс) составляли с учетом НДС 49,707,469 рублей, что по биржевому курсу на дату расчета (5211руб/$) составляло $9539.

В качестве альтернативного варианта передачи данных была выбрана сеть Internet. Первоначальные единовременные затраты на подключение к сети Internet исходя из расценок телекоммуникационной компании КОМСТАР складываются из оплаты подключения к Internet и стоимости необходимого дополнительного оборудования, что составляет в сумме $5300.

Оплата подключения к Internet
1300
  • установочная плата за линию ISDN2
  • подключение к сети Interne

1000
1000

Стоимость дополнительного оборудования для Internet
4000
  • адаптер ISDN
  • выделенный сервер

1000
3000

Итого

5300

Ежемесячные платежи складываются из абонентской платы за Internet и оплаты междугородных телефонных звонков. Большая половина траффика проходит по каналам Internet, оставшаяся часть - по прямым телефонным каналам. Ежемесячная оплата составляет $1227.

Абонентская плата за Internet

840

 

абонентская плата внутренней нумерации сети

360

 

доступ к Internet

480

Оплата межгорода (факс)

337

Оплата межгорода (модем)

50

Итого

1227

Нетрудно видеть, что уже в первый месяц после перехода на альтернативный способ передачи информации по сети Internet банк не только оправдал полностью все затраты, связанные со сменой традиционных каналов передачи информации, которые составили единовременный платеж в размере $5300 и месячная плата $1227, что в совокупности составляет $6527, но и условно получил прибыль в размере $9539-$6517=$3012.

Начиная со второго месяца эксплуатации новых каналов передачи данных ежемесячная экономия составляет  $9539-$1227=$8312.

При этом следует учесть, что постоянное снижение провайдерами Internet ежемесячных абонентских платежей только увеличивает в дальнейшем ежемесячную экономию. Но даже исходя из постоянства абонентской платы и неизменного количества клиентов банка годовая экономия составляет $99744.

Обратим внимание, что данный расчет проводился только для обмена данными с клиентами банка. Не принимался во внимание тот факт, что с переходом банка на передачу данных по сети Internet еще целый ряд служб банка был переведен на этот способ передачи данных с одновременным отказом от принятых ранее способов передачи, что приводит к дополнительной экономии.

Для простоты изложения мы опустили расчеты затрат, связанных с междугородными звонками, а также некоторые дополнительные проверки, связанные с возможным увеличением ежемесячных платежей при увеличении траффика сообщений, что не меняет общей сути изложенного метода оценки экономической эффективности рациональной технологии, направленной только на снижение текущих затрат.

Литература

1. Ивлев В. Попова Т. Оценка эффективности автоматизации // КомпьютерПресс №8, 1996

Последнее обновление 15.08.2007
 

 
Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100    

Яндекс цитирования  
</div> </body> <!-- InstanceEnd --></html>