Автор:
Где Искать?
Рынок Ценных Бумаг
РЦБ. Товарный рынок
Управление компанией
Фраза в статье:
   
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ | РЦБ. ТОВАРНЫЙ РЫНОК | УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ
Журнал "Рынок Ценных Бумаг"#21 за 2000 год
Перспективы развития рынка электронных финансовых услуг в России

Галактионов Виктор
НИКойл ИК

Один из руководителей компании Intel сказал, что к 2005 г. все компании будут вести свой бизнес в Интернете, а те, которые проигнорируют эти тенденции, либо прекратят бизнес, либо будут поглощены другими компаниями. Возможно, здесь и есть некоторый полемический перехлест, но темпы развития Интернета в мире и в России, в частности, заставляют задуматься.

ЧТО ЕЩЕ РАСТЕТ ТАК БЫСТРО, КАК ИНТЕРНЕТ?

    Поистине Интернет развивается подобно взрыву.
    В 1996 г. число пользователей Интернета в мире было 40 млн, а на сегодняшний день - уже около 300 млн человек. К концу 2000 г. планируется регистрация еще 170 млн пользователей. Ожидается, что к 2005 г. число людей, регулярно выходящих в сеть, превысит 1 млрд. Сегодня практически каждые две секунды регистрируется новый пользователь сети Интернет. За 2-3 года число доменов возросло более чем в 50 раз и составило 1,3 млн. Более 150 государств имеют прямой доступ к сети. Число появившихся Web-страниц составляет 1 млрд.
    Число покупателей в системах электронной коммерции должно вырасти с 31 млн в 1998 г. до 183 млн в 2003 г. В 1998 г. 24% американских компаний продавало продукцию через Интернет, сейчас - 44% и еще 36% планирует начать продажи через Интернет в следующем году.
    Ожидается, что объем Интернет-экономики увеличится до 1 трлн долл. в 2001 г. и до 3 трлн долл. в 2003 г., из которых 1,3 трлн долл. придутся на межкорпоративные сделки через Интернет в США. В ближайшие пять лет объем может быть увеличен более чем в 10 раз, достигнув отметки в 6,9 трлн долл. (рис. 1). Объем продаж через Интернет в Европе к 2002 г. увеличится почти в 7 раз и достигнет 2000 млрд долл. Таким образом,
    объем электронной торговли составит около 9% от всего объема мировой торговли товарами и услугами.
    Хотя развитие Интернета в России отстает по абсолютным показателям от США, Европы и Азии, темпы его роста превышают зарубежные. Годовой прирост Интернет-аудитории в США в 1999 г. составил 15%, а в России - 108%. По итогам 1999 г. Россия вошла в список 15 стран, в которых доля пользователей Интернета в общем объеме населения страны наиболее значительна (рис. 2).
    В то же время прогнозировать с абсолютной уверенностью тенденции развития Интернета и <новой экономики> в России на ближайшие пять лет достаточно трудно.

<ПОЛУМЕРЫ> НЕ ДАДУТ РЕЗУЛЬТАТА

    Многие компании, решившие начать ведение бизнеса в Интернете, сталкиваются со следующими вопросами:

  • Должна ли быть степень вхождения компании в Интернет сразу полной?
  • Не стоит ли для осторожной компании лишь номинально обозначить свое присутствие небольшим количеством продуктов, поскольку немедленных прибылей это не принесет?
        Сейчас ситуация такова, что многие компании, которые приняли сложившиеся тенденции и учитывают их в своем развитии, начали осуществлять значительные инвестиции, чтобы захватить максимально большой сегмент клиентов и как можно большую долю рынка. Это обеспечивает сокращение сроков окупаемости проекта.
        Положение дел с вхождением в <новую экономику> очень напоминает становление рынка платежных пластиковых карт в России в начале 90-х годов. Тогда перед банками вставал вопрос, следует ли разворачивать карточный бизнес, когда на всю Москву насчитывается всего несколько банкоматов и только в некоторых торговых точках принимают карточки? Банк, входивший в этот бизнес, должен был понимать, что на начальном этапе это убыточно и быстрое получение прибыли невозможно. Одной из задач первопроходцев и лидеров всегда являлась необходимость формирования рынка, <выращивания> клиентов, их обучения. Все это достигается путем предоставления необходимой информации на конференциях, в публикациях, передачах на радио, непосредственно на сайтах. Формирование рынка происходит не только путем пропаганды, но и при проведении маркетинговых мероприятий. Например, целый ряд программ банка <СБС-Агро> был связан с раздачей пластиковых карт, в том числе студентам вузов. Это было одним из шагов в формировании рынка. Студенты, которые в начале 90-х получили пластиковые карты, к концу обучения в вузах уже не представляли себя без них. Клиент был обучен и одновременно <привязан>. Благодаря такому формированию рынка <СБС-Агро> до кризиса доминировал на рынке пластиковых карточек.

        Позиции ИБГ <НИКойл> на рынке достаточно сильны. ИК <НИКойл> занимает 1-2-е место по оборотам в РТС. Паевые фонды под управлением УК <НИКойл> аккумулируют 75% активов всех российских паевых фондов. Компании принадлежит 70% рынка факторинговых услуг, а по операциям с драгоценными металлами - 65% межбанковского рынка России. В депозитарной компании <НИКойл> хранится ценных бумаг на сумму более 1 млрд долл.<НИКойл ИБГ в целью этой С перспективу. на работать надо рынке места своего сохранения     Для> внедряется электронный фронт-офис - интегрированный организационно-технологический комплекс электронных продаж и мероприятий по продвижению финансовых продуктов и услуг группы, а также ее партнеров.

        Есть и еще причина, по которой входить в <новую экономику> понемногу бессмысленно. Грамотные, серьезные решения стоят больших денег. Вложив в создание электронных каналов 5-10 млн руб., трудно рассчитывать на их возврат путем предложения 2-3 продуктов и услуг. Надо пытаться реализовать максимально возможное число продуктов, как собственных, так и партнерских. Это позволит, с одной стороны, повысить потребительскую ценность такого финансового портала, а с другой - сократить сроки возврата инвестиций.
        В настоящее время спектр банковских продуктов и услуг большинства российских банков насчитывает в среднем 300-500 позиций (у ИБГ <НИКойл> это число составляет немногим менее 1 тыс. продуктов). Этот спектр постоянно расширяется, что сопровождается повышением расходов на их реализацию, увеличением количества высокооплачиваемых операционных работников и ростом расходов на их обучение. Использование высоких технологий при организации фронт-офиса позволит, с одной стороны, снизить себестоимость реализации этих продуктов, а с другой - ускорить обработку поступающих запросов от клиентов. Кроме того, использование передовых технологий предоставляет клиентам доступ к широкому сегменту продуктов и услуг в любое время, в любой точке и любым способом, включая альтернативные каналы (Интернет, WAP, тональный набор и др.).
        По нашим оценкам, в финансовой сфере Интернет позволяет повысить производительность труда на 65%, а себестоимость операций в банковском и брокерском бизнесе через Интернет сокращается по сравнению с традиционными каналами в 100 раз.

    КАКОЙ МЫ ВИДИМ НАШУ СИСТЕМУ?

        В традиционном фронт-офисе много ручного труда. Компания же предполагает широкое использование коммуникационных технологий, когда клиент сам при помощи альтернативных каналов может воспользоваться соответствующей услугой. Электронный фронт-офис - не только продажа электронных продуктов, это комплекс целого ряда мероприятий, прежде всего маркетинговых. Без формирования рынка электронному фронт-офису нечего делать.
        Основой маркетинга в <новой экономике> является максимальный учет интересов конкретного сегмента рынка. Интернет и новые технологии дают уникальную возможность произвести сегментацию, дойдя до конкретного клиента (его персонализации), и соответственно разработать и предложить ему оригинальный набор продуктов и услуг. В связи с этим построение полнофункционального электронного фронт-офиса невозможно без использования принципиально новой методологии взаимодействия с клиентом, построенной с учетом концепции <интеллектуального персонального целевого маркетинга>, или one-to-one marketing.
        Наша цель - построение полнофункционального электронного фронт-офиса группы. Сначала компания планирует предоставить рынку брокерские услуги, на втором этапе - дополнить их банковскими продуктами. Это вовсе не значит, что потребности рынка именно таковы или что мы расцениваем электронное брокерское обслуживание как наиболее прибыльное направление.
        Электронный фронт-офис и электронный бизнес вообще (не только банковский и брокерский, но и любой другой) ориентированы только на реализацию стандартных продуктов и услуг. Если продукт или услуга могут быть стандартизованы и формально описаны, они могут быть реализованы и через каналы электронной коммерции. Если услуга не формализуема, если каждый раз она разрабатывается уникально под данную ситуацию, под конкретного клиента конкретным работником банка, она не может быть реализована через электронные каналы.
        <Новая экономика> предполагает очень жесткую структуризацию, формализацию и стандартизацию услуг, создание неограниченного их количества, постоянно растущего для все более полного удовлетворения клиентуры. Это предполагает построение и реализацию не очень дорогих и несложных продуктов большому числу клиентов в немалом количестве и соответственно полную автоматизацию всех бизнес-процессов и бесшовную интеграцию всех информационных ресурсов банка.
        Многие эксперты считают, что время электронных финансовых услуг сегодня еще не пришло, однако можно с полной уверенностью сказать, что это время неумолимо наступает. Захватывать рынок через два-три года будет поздно. Время вести бизнес в Интернете пришло вчера, незаметно для нас самих. И лидерами на рынке станут те, кто заметят эти изменения первыми.


  • Предлагается оставить свой комментарий и дать оценку по данной статье
    Ваше имя:
    Ваш Е-mail:
    Ваш комментарий к статье:

    1 2 3 4 5         

    Проголосовать по данной статье можно только один раз.

    Диаграмма оценок статьи
    1 балл 0 чел.
    2 балла 0 чел.
    3 балла 0 чел.
    4 балла 0 чел.
    5 баллов 0 чел.
    Карта сайта | Подписка | | Архивы | Редакционные планы | Об ИД "РЦБ"
    Конференции | Выставка | Investor Relations | История проектов |
    Контакты | Гостевая книга | Голосование | Последние номера | Наши партнеры


    Copyright © 1992-2002 ИД " РЦБ "
    E-mail: Info@rcb.ru
    .
    .