Выступления здесь

Неопубликованные материалы здесь

О текущем развитии Интернет-банкинга в России

Виктор Иванович Галактионов, начальник управления развития электронных банковских услуг АКБ “РОСБАНК”

Александр Серафимович Дрожжилов, начальник отдела организации и контроля электронных банковских операций АКБ “РОСБАНК”

Объективно правильнее говорить не о развитии Интернет-банкинга как такового, а о переосмыслении роли и значения среды Интернет и постепенном переходе традиционного бизнеса в Интернет. При этом Интернет-банкинг является частным случаем как термина "ведения бизнеса в Интернет", так и более широкого по отношению к Интернет-банкингу термина "электронный банкинг", под которым подразумевается реализация банковских продуктов и услуг через все возможных электронные каналы доступа. Под электронными каналами доступа понимаются в первую очередь сеть Интернет, непосредственный доступ с использованием модема, использование сотового телефона (система коротких сообщений SMS, WAP протокол, GPRS), обычного телефона (CALL-центр, тональный набор, управление голосом), факсимильного аппарата и банкоматов, использование информационных киосков, WebTV, WebPhone и других существующих и планируемых каналов.

Интернет изменяет привычные способы ведения бизнеса. Он не обошел также и банковское дело. Происходящая революция приносит совершенно новые, уникальные возможности, как для банков, брокеров, финансовых компаний, так и для их клиентов. Клиенты выигрывают за счет безопасного доступа через постоянно расширяемый спектр каналов к банковским и брокерским услугам, а также услугам электронной коммерции независимо от места и времени своего присутствия.

Банк выигрывает за счет повышения своей конкурентоспособности, кардинального снижения издержек, нового уровня проникновения и знания своих клиентов и повышения управляемости. Факторы конкурентоспособности современного банка и повышения его капитализации заключаются в управлении ресурсами в реальном времени, снижении расходов путем сокращения операционных и транзакционных издержек. К факторам конкурентоспособности также относятся скорость и адекватность принимаемых управленческих решений, документирование и извлекаемость информации, необходимой для принятия решений и управления ресурсами банка. Именно поэтому традиционные технологии управления российскими банками в эпоху электронного бизнеса нуждаются в проведении существенного реинжиниринга.

Банк должен также продолжать оказывать традиционные банковские услуги и иметь традиционную сеть реализации услуг и работы с клиентурой в дополнение к электронным каналам.

Тем не менее, современная технология дает возможность решить проблему развития операций с мелкой и средней клиентурой, т.е. реализовать концепцию розничного банка, без создания чрезмерно громоздкой и дорогой филиальной сети.

Рынок электронного банкинга и брокериджа, а также поддержка электронной коммерции в России находится на ранней стадии развития, но в настоящее время находится в ожидании бурного роста. Уровень конкуренции в ближайшее время резко обострится, несмотря на практическое отсутствие конкуренции как таковой в настоящее время. Именно поэтому срок вхождения в проект электронного банка представляется критичным с точки зрения агрессивного формирования ниши и привлечения клиентской базы.

В настоящее время на российском рынке существует множество систем, которые в той или иной степени могут составить конкуренцию электронному банку. Практически любой серьезный банк в настоящее время предлагает своим клиентам решения по организации доступа к банковским счетам с использованием систем "Банк-Клиент". Однако, как правило, эти решения распространяются только на юридических лиц и ограничиваются узким спектром банковских продуктов: передача в банк платежного поручения, заявления на конвертацию валюты, получение клиентом выписки. Развитие электронного банка предполагается в направлении розничного бизнеса, включая физических лиц, а также в направлении существенного расширения предлагаемого клиенту через электронный банк продуктового ряда (включая брокеридж). Основным каналом доставки предусматривается использование сети Интернет. По этой причине, оставив в стороне множество различных систем класса "Банк-Клиент", системы, потенциально составляющие конкуренцию и функционирующие в сети Интернет, можно разделить на следующие условные типы

  1. системы электронного банкинга,
  2. системы электронного брокериджа,
  3. платежные системы.

К первому типу систем можно отнести системы Автобанка (www.avtobank.ru, www.avtobank.ru/homebank, www.avtobank.ru/service/elkl.htm) и Гута-банка (www.guta.ru, www.telebank.ru). К недостаткам этих систем относятся:

  • ограниченный спектр реализуемых банковских продуктов,
  • реальное отсутствие некоторых заявленных возможностей,
  • отсутствие сертифицированных решений в части криптозащиты и информационной безопасности,
  • отсутствие бесшовной интеграции с автоматизированной системой банка и процессинговым центром.

Последний недостаток, очевидно, относится к внутренним и волнует скорее только специалистов банка, нежели клиентов.

Ко второму типу систем можно отнести системы Гута-банка (trade.guta.ru), Русской биржи (www.indx.ru), Money Garden Financial Group (www.forex-mg.com) и других брокерских фирм. Решения последних находятся в противоречии с действующим законодательством, так как эти фирмы не имея банковской лицензии осуществляют завуалированное ведение счетов клиентов. Решение Гута-банка имеет ограниченный функционал, является в достаточной степени обособленным решением по отношению к системе электронного банка.

Функционирующий на российском рынке International Metal Trading Bank Inc., зарегистрированный в Науру, Тихоокеанский регион (http://www.imtb.com, www.webmoney.ru) позиционирует решение как систему первого типа. Однако реально это система относится к третьему типу. Кроме того, что открытие счета российского резидента за рубежом подпадает под действие российского законодательства, банк осуществляет только платежные услуги и в действительности осуществляет услуги по отмыванию денег. На остатки по счетам клиентов проценты не начисляются. КБ "ГРАДОБанк" (www.grado.ru) реализует "все виды банковских операций, включая платежи с банковской протекцией сторон". Тем не менее, эта система также относится к группе платежных систем.

К этой группе платежных относится также система КБ "Платина" (www.platina.ru, www.cyberplat.ru), которую банк внедрил в марте 1998 г. Система предполагает оплату услуг магазинов электронной коммерции либо со счета клиента в банке "Платина", либо по банковской пластиковой карточке любого банка-эмитента. В настоящее время услугами этой системы пользуются приблизительно 100 электронных магазинов. К недостаткам системы можно отнести ее исключительно локальный характер, а также использование внутреннего центра сертификации. Указанные недостатки значительно затрудняют дальнейшее развитие платежной системы, несмотря на почти монопольное ее положение на российском рынке в настоящее время.

В России в настоящее время не существует ни одного реализованного проекта полнофункционального электронного банка с функциями адекватной поддержки электронной коммерции. В этой связи, структура, сумевшая создать такой банк, получит несомненное конкурентное преимущество перед остальными участниками рынка, продвигающими лишь отдельные сегменты новой индустрии.

В этой связи построение полнофункционального Электронного банка на базе западных технологий электронных платформ и отсутствием названных недостатков должно привлечь значительное число как новых, так и уже обслуживаемых другими банками клиентов, включая зарубежных клиентов, заинтересованных в гибком и оперативном управлении своими средствами в России.

Реализация полноценного Электронного банка предполагает максимальную автоматизацию всех внешних и внутренних банковских процессов, минимизация ручного исполнения и вмешательства служащих банка, что требует проведения реинжиниринга существующих бизнес-процессов в Банке и одновременного внедрения интегрированной банковской системы он-лайновой обработки информации.

Современные решения электронного банка строятся на базе электронной платформы, которая обеспечивает не только организацию безопасного он-лайнового доступа к банковским продуктам и услугам через различные каналы доступа, но и представляет собой систему мидл-класса, позволяющую реализовать электронную обработку бизнес-процессов до момента вхождения транзакции в базовую банковскую систему. Именно поэтому построение электронного банка на базе современного решения позволит в кратчайшие сроки существенно повысить технологический уровень работы банка и безболезненно переходить не только к новым каналам доступа, но и к новым системам бэк-энда.

В области построения безопасных платежных систем с использованием пластиковых карточек через сеть Интернет в настоящее время практически безальтернативным является решение с использованием протокола SET (Secure Electronic Transaction). Это тем более актуально для России. Основным сдерживающим моментом в этой части является отсутствие в настоящее время в России общепризнанного Центра сертификации по протоколу SET и явная выжидательная позиция по этому вопросу большинства российских банков.

Основные выводы

  • Устойчивый рост интереса к Интернету.
  • Проникновение Интернета в российские регионы.
  • Рост интереса к использованию сети для организации и оптимизации бизнес процессов.
  • Интернет в России больше не является инструментом, доступным узкому кругу населения, профессионально занимающемуся информационными технологиями.
  • Основные пользователи ресурсов Интернета - молодые, достаточно обеспеченные, прогрессивные и высококвалифицированные люди склонные к инновациям.
  • Устойчивый рост частных клиентов - пользователей различными системами электронного банкинга и брокериджа.
  • Устойчивый рост корпоративных клиентов - пользователй как традиционных систем "Клиент-Банк", так и электронного банкинга и брокериджа.
  • Отсутствие решений полнофункционального электронного банка и брокера.
  • Отсутствие решений полнофункциональных решений Интернет-порталов.

Электронный банкинг и брокеридж безусловно являются перспективными в России, так как не только не имеют иных видимых альтернатив для развития, но и приводят к потере любых конкурентных преимуществ для российских банков, так как завтра любому зарубежному банку не обязательно открывать свое отделение в России, он будет находиться от клиента на расстоянии компьютерной кнопки. Что касается аудитории Интернет, то по любым исследованиям она демонстрирует устойчивую тенденцию к росту, что на фоне постоянно снижающейся стоимости компьютерного оборудования и доступа к сети Интернет, делает финансовые услуги все более привлекательными. Одновременно, мир стоит на пороге взрывного развития WAP-телефонии, фундаментально меняющей само представление о доступе к банковским услугам.

В настоящее время рынок электронных банковских и брокерских услуг еще мало развит в России, но это происходит даже не по причине малого платежного спроса населения, сколько из-за отсутствия полнофункциональных решений электронного банка, в том числе из-за слабого развития электронной коммерции, развитие которой в свою очередь сдерживается отсутствием должного развития электронного банкинга.

В настоящее время в российский рынок банковских on-line услуг находится в зачаточном состоянии. Это не вопрос спроса и предложения, это вопрос, прежде всего, отсутствия должного уровня развития окружающей инфраструктуры, что выражается в отсутствии межбанковских платежей в режиме реального времени, эксплуатации большинством российских кредитных учреждений поистине дремучих автоматизированных банковских систем, слабом российском законодательстве, отсутствии на российском рынке общепринятых решений и соответственно инфраструктуры по управлению сертификатами и ключами. Вместе с тем, значительное распространение on-line банковских услуг обязательно произойдет, причем не позднее 2-3 летнего периода - это период перехода российских банков на новое поколение современных автоматизированных банковских систем, обеспечивающих обработку транзакций в режиме реального времени, это время, необходимое для построения необходимой инфраструктуры. Перефразирую известное высказывание президента компании Intel, банки, которые не смогут решить эту проблему до 2005 года, так же как и проблему электронных каналов доступа, ПРОСТО УМРУТ.

Последнее обновление 15.08.2007
 

 
Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100    

Яндекс цитирования  
</div> </body> <!-- InstanceEnd --></html>