. |
| |||||||
![]() | |||||||
![]() | |||||||
|
![]() | |||
| |||
![]() |
![]() |
![]() |
|
CITFORUM.RU >>> [http://www.citforum.ru/abtec/articles/art_1.shtml] |
Галактионов Виктор Иванович - член правления, В статье приводится описание особенностей, присущих банковской автоматизации, и методов их решения. Подходы к разработке АБС связанные с использованием современных технологий недостаточно обоснованны в плане эффективности и оптимальности проектируемых систем. Автор высказывает как всегда противоречивую, но по всей видимости достойную публикации точку зрению на проблему оценки эффективности АБС. Оценка эффективности АБСС использованием компьютерных сетей и новейших информационных технологий многие связывают новую эру в бизнесе. По прогнозам Американской ассоциации банкиров, число средних и крупных банков, предлагающих обслуживание финансовых операций с помощью персональных компьютеров, в нынешнем году возрастет почти в четыре раза - с 11 до 42% . Интерактивные банковские услуги делают текущий счет доступным все 24 часа в сутки, большинство операций по оплате счетов автоматизировано. Такой ход событий продиктован постоянной борьбой за клиента. Вопрос уже не в том, существует ли необходимость внедрения новейших технологий, а в том, как использовать эти технологии с максимальной пользой для бизнеса. Построение или репроектирование крупных информационных систем в банковском бизнесе обладают рядом особенностей (Синягов С. Технология проектирования и развитие банковских систем // Банки и технологии, № 1, 1997): Все эти особенности обусловливают применение особых методов анализа и решения задач проектирования автоматизированных банковских систем (АБС). Тщательное изучение технологий и инструментальных средств, используемых при разработке системы, бесспорно необходимы и этому посвящается большое количество работ. Нисколько не сомневаясь и даже наоборот поддерживая утверждение о целесообразности применения CASE-технологий, позволю себе не согласиться с распространенным мнением, что применение современных CASE-технологий гарантирует решение большинства проблем, присущих банковской автоматизации. Получается, что достаточно взять на вооружение современные технологии и о необходимости получения количественных оценок качества проекта и эффективности проектируемой системы можно как бы и забыть - оно вроде как само по себе при этом получится. Но ведь все современные технологии представляют из себя не законченное решение, а всего лишь некоторый инструмент разработчика для решения поставленных задач, от неправильного применения которого никто не застрахован. Вместе с этим даже при правильном применении возможно построение вполне правильной системы, но не вполне эффективной и не вполне оптимальной. А ведь каких то лет десять-пятнадцать назад применение теории массового обслуживания для оценки вычислительных систем было очень распространено. О. Авен в книге "Оценка качества и оптимизация вычислительный систем" (Наука, 1982) отмечает, что для него "исследования в этой области начались с вопроса сугубо практического: в середине 60-х годов необходимо было выбрать техническое обеспечение ряда крупных АСУ". Но все эти подходы тогда сводились в основном к оценке именно технических средств. В настоящее же время производительность современных машин (имеется ввиду компьютеры на базе процессов Intel) с течением времени растет пропорционально квадрату времени. Это только способствует вопросы оптимизации свести к решению "не хватает производительности -- увеличь тактовую частоту процессора или переходи на следующий тип процессора". Возможно это грубое мнение, но оно тем не менее достаточно близко отражает реальное состояние дел, в частности, в банковской автоматизации. Хотя многие со мной могут и не согласиться. Работы, в которых проводятся сравнительные анализы АБС, достойны внимания. Но во всех этих работах, как правило, ставится задача в основном прикладного (функционального) анализа, что безусловно очень важно. Важна и оценка аппаратной базы и системного ПО, на которых реализована конкретная АБС. Но опять же все эти анализы проводятся без каких либо количественных характеристик. К примеру, вчера был я в магазине и видел много хороших вентиляторов для вытяжки на кухни, ванные и т.д. Но если я вам скажу, что были вентиляторы белые и серые, круглые и квадратные, со шторками и без, из пластмассы и из чего то еще - это безусловно будет представлять для вас интерес, но самого главного я вам не сказал. А вас в первую очередь после функционального назначения этого устройcтва конечно же будут интересовать конкретные параметры: напряжение питания, производительность (перегоняемый объем воздуха в единицу времени), режим работы (постоянный или с перерывами), и только потом цвет, форма и материал, из которого он сделан. Хотя приоритеты интересов, к примеру, у моей тещи абсолютно обратные. Вот и получается, что на сегодня на рынке АБС производится продажа-покупка "беленьких-красненьких-синеньких" систем, а проблемы зачастую производительности ложатся на плечи служб автоматизации банков. И в этой ситуации им остается только подгонять под купленные АБС аппаратуру. В последнем высказывании содержится суть ошибочности многих подходов к банковской автоматизации. АБС рассматривается как программный продукт. И даже если пользователь осознает, что АБС это информационная технология - он все еще продолжает рассматривать АБС в отрыве от аппаратуры. Конечно он рассматривает и аппаратную базу, даже уделяет ей внимания зачастую слишком много, но это зачастую делается уже без учета характеристик АБС. Суть моего подхода к выбору АБС сводится к утверждению, что рассмотрение АБС только как продукта какой либо из фирм-разработчиков, будь то Диасофт, ФОРС или Програмбанк, будет однобоким решением задачи автоматизации банка. Ибо этот программный продукт и реализуемая им технология функционируют на конкретной аппаратной платформе, в конкретном банке с уже сложившейся технологией, структурой, информационными ресурсами и потоками, с построенной (или проектируемой) локальной или даже глобальной сетью, со своим кабельным хозяйством здания и т.д. В работе [Вест М. Банковские системы: выбор и использование // Банковские технологии, июль 96] абсолютно правильно подчеркивалось, что все банковские системы состоят из трех компонентов: аппаратные средства, телекоммуникации и программное обеспечение. Однако по известным причинам в "раннекооперативном" периоде, как его назвал А. Евтюшкин, разработчики АБС предложили банкам рассматривать АБС как программный продукт. И банки вынужденно приняли это предложение. Сегодня разработчики пытаются исправить допущенные ошибки и называют поставку своего продукта "внедрением информационной технологии". Однако при этом зачастую понятие "информационная технология" понимается несколько уже. В работе [И.Аглицкий АБС - программный продукт или информационная технология // Банковские технологии, 3/96] автор определяет ИТ как комплексную методику организации информационной работы в банке в совокупности с необходимым для обеспечения такой работы программно-аппаратными средствами. В жизни же уровень необходимости (и достаточности) аппаратных средства как правило определяется "на глазок". Исходя из понятия АБС как ИТ анализ АБС следует проводить по всем трем направлениям и не абстрактно, изолированно от банка, в сводной табличке, а в привязке к конкретному банку. Кроме этого разработка АБС должна иметь системный подход и начинаться в первую очередь с реинжиниринга сложившихся технологий и только после этого воплощаться в виде конкретных программных модулей Вместе с этим представляется некорректной постановка вопроса "лучшая" или "худшая" АБС. Правильнее ставить вопрос в какой степени данная АБС подходит для работы в конкретном банке при заданных условиях. Решение данного вопроса возможно с выработкой методики оценки степени эффективности конкретной АБС в конкретном банке. Характерной особенностью задач автоматизации деятельности банка является недостаточная обобщенность подходов к проектированию и эксплуатации АБС. Это обстоятельство значительно затрудняет процесс создания АБС, включающую в себя вычислительные устройства, устройства сопряжения, телекоммуникационное оборудование, специализированное оборудование, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение. Очевидно, что успешное решение этой задачи возможно лишь при условии системного подхода к проблеме автоматизации. В соответствии с определением АБС, как комплекса взаимосвязанных методов и средств сбора, хранения и обработки данных, необходимых для управления сложными организационно-экономическими системами, основанного на использовании современной компьютерной техники, можно заключить, что функции управления могут принадлежать либо ЭВМ, либо человеку, наделенному соответствующими полномочиями. Целесообразность того или иного варианта обратной связи в системе автоматизации должна обосновываться технико-экономическими показателями системы в целом. В общем случае задача оптимизации функционирования АБС сводится к задаче минимизации некоторого целевого функционала
![]() по вектору управления
Запишем ограничения в виде системы неравенств
![]() где Пусть величины Под управляющими величинами В задачах автоматизации банка параметрами Под выходными параметрами Возмущающие величины Внешние возмущения, оказываемые правительством и различными
государственными службами, как например, Центральный Банк России,
Государственная Налоговая Служба России, посредством принятия поправок к
действующему законодательству и нормативной базе, оказывают безусловно
существенное влияние. Поэтому величины Так как значение каждой компоненты вектора Покажем теперь, что вопрос определения вектора Наиболее широко применяемый метод обработки информации, применяемый, например, при расчетах коэффициентов ликвидности банка в соответствии с инструкцией ЦБ № 17 для анализа деятельности банка, можно описать следующей формулой:
![]() где
Однако в выражении (3) не учитывается стохастическое влияние внешней среды. Именно поэтому процесс обработки информации о деятельности предприятия в соответствии с выражением (3) становится неэффективным. Реализация подобного алгоритма первичной обработки финансовой информации банка определяет требования к технической реализации системы автоматизации. При этом необходимо отметить, что использование традиционных аналитических методов обработки информации о деятельности банка затруднено, а порой и невозможно в следствие неточной параметризации объекта управления, обусловленной, как правило, следующими причинами: Таким образом, этап параметризации объекта управления, то есть
выделение всех существенных параметров и их разбиение на входные Именно по этой причине представляется нецелесообразным разработка сравнительных критериев представленных на рынке АБС в "чистом виде", т.е. без учета конкретных условий (банк, его экономическое состояние, уровень подготовки служащих, ранее сделанные инвестиции в информационные технологии, программное и техническое обеспечение, включая уже имеющиеся каналы связи и аппаратуру). Для решения этой задачи необходимо определить рациональную, с точки зрения технико-экономических показателей, структуру АБС, предполагающую возможность гибкой переналадки аппаратуры и программного обеспечения в случае изменения как внешних условий ведения банковского бизнеса, так и в случае изменения структуры банка при реинжиниринге бизнес-процессов. На основании данной структуры необходима разработка ряда моделей конкретной АБС для условий конкретного банка. Стадии внедрения разработанного проекта автоматизации должно предшествовать детальное исследование построенной модели. Такая работа была проделана в Морском Акционерном Банке. Банк был исследован как объект автоматизации, определены его обобщенные свойства и особенности функционирования, что позволило сформулировать специальные задачи автоматизации и разработать общие требования к параметрам и характеристикам АБС. Проведен анализ особенностей построения современных АБС с использованием концепций открытых систем на базе интеллектуальных, интероперабельных сетей, что позволило определить особенности внедрения современных систем автоматизации, связанный с этим реинжиниринг сложившихся бизнес-процессов банка, и рассмотрены принципы организации информационных потоков банка. По причине слабой формализуемости задачи в качестве основных
характеристик эффективности рассматривались время обработки заявки и
степень загрузки оборудования для основные элементов АБС, а также задачи
анализа и согласования характеристик. Была разработана обобщенная информационно-функциональная модель АБС для условий Морского Акционерного Банка, на основании которой были разработаны математическая и имитационная модели для расчета ряда характеристик АБС. Анализ результатов позволил выделить узкие места в системе, определить загрузку оборудования, рассчитать время реакции элементов системы на некоторые типы запросов. Сравнительный анализ характеристик существующей сети, снятых посредством замеров, и характеристик проектируемой, полученных в результате моделирования, позволил выявить узкие места в существующей сети и сформулированы цели проекта реорганизации с целью улучшения наиболее важных характеристик функционирования АБС. Определены характеристики и параметры проектируемой АБС. Проведенный расчет позволил сформулировать оптимальные требования к необходимому для реорганизации сети оборудованию и каналам связи. Изложим кратко результаты аналитического моделирования. В связи с вопросом аналитического моделирования АБС проанализированы присущие аналитическому методу ограничения. На основании предположения, что входной поток является стационарным с усредненной за день интенсивностью, разработана аналитическая модель и для нее получены аналитические выражения характеристик, произведен расчет количественных оценок АБС. В качестве значения интенсивности прихода заявок принята средняя интенсивность прихода заявок в течении всего рабочего дня, которая определена следующим образом:
![]() и равна Входной поток
![]() Параметры распределения длительности обслуживания на приборах С учетом этого получим загрузку прибора
![]() соответственно загрузка прибора
![]()
При данных значениях загрузки приборов
![]() тогда как перед прибором
![]() Вычислим среднее время задержки на приборе
![]() На приборе
![]() Исходя из того, что среднее время задержки на приборе
Для получения более точных характеристик разрабатываемой системы с учетом нестационарности входного потока построена имитационная модель АБС. Рассмотрены особенности и задачи применения имитационного моделирования. Приведены результаты расчета характеристик, полученные на основе имитационной модели АБС, и дан сравнительный анализ полученных характеристик с характеристиками, полученными аналитическим. На основании полученных результатов и анализа информационных потоков
Морбанка определена степень загрузки маршрутизатора Рассчитано, что при использовании канала с пропускной способностью 64Кбит/с вероятность отсутствия очереди кадров в маршрутизаторе составляет 91.2%. Определено среднее число объектов (кадров) в системе. Установлено, что
для одноканальной однофазной системы Рассчитано среднее число объектов (кадров) в очереди маршрутизатора
Число кадров, передаваемых в произвольный момент времени по каналу
глобальной сети Определено среднее время нахождения кадра в системе Полученные характеристики позволили построить оптимальную структуру корпоративной сети банка и провести обоснованный выбор каналов связи с удаленными филиалами, клиентами и партнерами Морбанка и легли в основу контрактов с телекоммуникационной компанией. |
| ||||
Есть вопросы? Задайте их здесь! |
![]() | |||||||
![]() | |||||||
|
![]() |
<<< В начало | Наверх | Быстрый переход >>> |
![]() |
![]() |
![]() |
Комментарии: mailto:info@citforum.ru?Subject='From bottom of CIT FORUM' | ![]() |
Copyright © ![]() |
![]() |
![]() |
Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. |