Дистанционное образование
в банках на примере корпоративной сети банка и системы электронного
документооборота "Клиент-Банк"
2-я Всероссийская конференция
по дистанционному образованию, 1996,
Московский экономико-статистический институт (Москва)
В. Галактионов
Введение
Особенностям развития интегрированных автоматизированных банковских
систем (ИАБС) в последнее время уделяется немало внимания. Помимо
расширения функциональных возможностей и развития архитектуры ИАБС
четвертого поколения, можно с уверенностью констатировать прогресс
телекоммуникационных технологий, которые берутся банками на вооружение.
Если ИАБС первого и второго поколений часто единственной задачей,
с точки зрения сетевых технологий, являлось построение локальной
сети и выделение разделяемых файловых ресурсов, то для систем третьего
поколения характерно освоение технологий построения территориально
распределенных корпоративных сетей со спектром услуг, в том числе
обеспечение удаленного доступа, единые разделяемые ресурсы, общее
адресное пространство и т.д. В качестве телекоммуникационных решений
для ИАБС третьего поколения характерно использование средств электронной
почты, автоматизированного файлового обмена и общих баз данных для
различных прикладных процессов. В ИАБС четвертого поколения уже
освоена и применяется методология и техника сетевого программирования
и построения систем в архитектуре клиент-сервер с использованием
технологий распределенных вычислений, передачи и обработки данных
внутри корпоративных сетей. Большинство банков создает свои корпоративные
сети или двигаются в направлении их создания.
Одновременно с расширением функциональной палитры ИАБС и применения
новых технологических решений растет уровень сложности ИАБС как
с точки зрения сопровождения, так и эксплуатации. По этой причине
в банках возникает необходимость организации подразделений (или
выделения нескольких технически грамотных сотрудников) отвечающих
за перспективное развитие ИАБС и образование персонала банка и клиентуры,
так или иначе соприкасающейся с ИАБС и результатами ее эксплуатации.
При достаточно развитой телекоммуникационной структуре образование
носит в основном дистанционный характер, хотя и имеет множество
различий. Однако,
Классификация методов дистанционного образования
является достаточно большим вопросом, который не входит в рамки
данной статьи. Мы лишь наметим позиционирование дистанционного образования
в банках.
Так передача части информации все еще происходит классическим путем
(почтовая и курьерская рассылка) - это распространение информации,
инструкций и распоряжений Центрального Банка РФ и внутрибанковской
информации, что можно отнести к категории дистанционного оффлайнового
образования без обратной связи.
Процесс оффлайнового образования без обратной связи пользователей
системы "клиент-банк" сочетается с онлайновым образованием
в первые дни после подключения и по мере роста квалификации пользователя
переходит на оффлайновый с обратной связью по каналам электронной
почты.
По аналогичной схеме организуется образование сотрудников банка
работе с ИАБС.
Ниже мы рассмотрим более подробно технологию дистанционного образования
на примере системы "клиент-банк" с использованием телекоммуникационных
возможностей корпоративной сети банка.
Система "клиент-банк"
С точки зрения финансовых услуг для банков эта система не представляет
собой ничего принципиально нового, основные изменения касаются организационной
деятельности. Система "клиент-банк" позволяет всего лишь
исключить из технологической цепочки обработки финансового документа
процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки операциониста
и перевода его в электронную форму. Сопутствующие этому процессу
операции идентификации и аутентификации документа тоже выполняются
автоматически. В дальнейшем документ в электронном виде проходит
абсолютно те же этапы обработки, предусмотренные существующей внутрибанковской
технологией, что и бумажный документ.
- На первом плане при внедрении системы находятся вопросы образования
клиентов банка ее полноценному использованию, а также сотрудников
банка ее обслуживанию.
По мере принятия решения клиентами банка о переходе на систему
электронного документооборота производится последовательный отказ
от бумажной технологии и перевод на новую технологию. По этой причине
организация очных курсов образования группы клиентов невозможна
и
- именно по этой причине процесс образования клиентов банка носит
исключительно дистанционный характер и состоит из трех достаточно
больших этапов.
Изучение документации
Установке программного обеспечения у клиента и последующему подключению
к корпоративной сети банка предшествует этап дистанционного оффлайнового
образования без обратной связи. Так супервизор системы "клиент-банк"
готовит комплект документации и других необходимых материалов в
электронном виде (по запросу клиента может быть создана печатная
копия этих материалов). Материалы передаются клиенту при обращении
в банк и(или), при возможности, пересылаются по электронной почте.
Клиент при получении самостоятельно изучает полученный материал.
- По понятным причинам это дистанционное оффлайновое образование
без обратной связи.
Далее клиент назначает ответственного пользователя со своей стороны
и сообщает об этом супервизору системы "клиент-банк".
Производится установка переданного программного обеспечения системы
- клиентской части. Клиенту сообщается телефон, идентификатор и
другая необходимая для настройки системы информация на период треннинга,
а также согласовывается время начала периода тренировки.
Треннинг
В этот период пользователь системы "клиент-банк" подготавливает
документы в электронном виде у себя в оффисе и затем пересылает
их в банк. Однако, в этот период клиент обязан производить дублирование
переданной информации по ранее использовавшимся каналам - личная
поездка в банк, передача распоряжения по ведомственной сети, по
телексу и т.п. Документы переданные в банк по каналам системы "клиент-банк"
проходят полный формальный контроль, однако, не включаются в решение
операционного дня до момента прихода оригинальных документов клиента,
доставленных классическими способами. В случае обнаружения в документах,
принятых системой "клиент-банк", неверных реквизитов или
разночтений с оригинальными документами последние в период треннинга
имеют большую силу и принимаются к обработке с данным по оригинальным
документам. В любом случае результаты данной проверки отсылаются
обратно клиенту с указанием причин отклонения к исполнению.
- На этом этапе дистанционное образование происходит с обратной
связью.
Обратная связь осуществляется посредством электронной почты и,
при необходимости, телефонных звонков.
Все сообщения предназначенные для других абонентов корпоративной
сети банка транзитом пересылаются адресатам и носят также характер
тестовых сообщений.
За этот период клиент должен поддерживать траффик передаваемых
системе "клиент-банк" сообщений не менее 30 процентов
от обычного объема документов, но не менее 10 документов в день.
По истечении одного месяца работы в тестовом режиме обговаривается
день перехода в режим промышленной эксплуатации.
Промышленная эксплуатация
Перевод клиентской части системы "клиент-банк" в режим
промышленной эксплуатации назначается, как правило, на 9 часов утра
ближайшей субботы. Результатом этого перевода является рассылка
всем абонентам корпоративной сети банка специального сообщения,
говорящего о включении нового клиента в сеть банка. С этого момента
все сообщения принятые от клиента носят юридическую силу документа
и принимаются к обработке в ИАБС. Начиная с этого дня необходимость
в ежедневном посещении банка и передаче документов ранее принятыми
способами отпадает. Однако, при необходимости или просто по желанию
клиента часть (или все) документы могут быть переданы в банк классическим
способом и приняты к исполнению. Важно только, что эта часть не
должна пересекаться с документами, принятыми банком к исполнению
в системе "клиент-банк".
При необходимости в дальнейшем проведения треннинга своих новых
сотрудников клиент сообщает об этом супервизору системы "клиент-банк".
Для этих целей супервизором открывается дополнительный идентификатор,
работающий в режиме треннинга. После завершения треннинга данный
идентификатор удаляется.
|