Статьи здесь

Неопубликованные материалы здесь

Дистанционное образование в банках на примере корпоративной сети банка и системы электронного документооборота "Клиент-Банк"

2-я Всероссийская конференция по дистанционному образованию, 1996, Московский экономико-статистический институт (Москва)

 

В. Галактионов

Введение

Особенностям развития интегрированных автоматизированных банковских систем (ИАБС) в последнее время уделяется немало внимания. Помимо расширения функциональных возможностей и развития архитектуры ИАБС четвертого поколения, можно с уверенностью констатировать прогресс телекоммуникационных технологий, которые берутся банками на вооружение. Если ИАБС первого и второго поколений часто единственной задачей, с точки зрения сетевых технологий, являлось построение локальной сети и выделение разделяемых файловых ресурсов, то для систем третьего поколения характерно освоение технологий построения территориально распределенных корпоративных сетей со спектром услуг, в том числе обеспечение удаленного доступа, единые разделяемые ресурсы, общее адресное пространство и т.д. В качестве телекоммуникационных решений для ИАБС третьего поколения характерно использование средств электронной почты, автоматизированного файлового обмена и общих баз данных для различных прикладных процессов. В ИАБС четвертого поколения уже освоена и применяется методология и техника сетевого программирования и построения систем в архитектуре клиент-сервер с использованием технологий распределенных вычислений, передачи и обработки данных внутри корпоративных сетей. Большинство банков создает свои корпоративные сети или двигаются в направлении их создания.

Одновременно с расширением функциональной палитры ИАБС и применения новых технологических решений растет уровень сложности ИАБС как с точки зрения сопровождения, так и эксплуатации. По этой причине в банках возникает необходимость организации подразделений (или выделения нескольких технически грамотных сотрудников) отвечающих за перспективное развитие ИАБС и образование персонала банка и клиентуры, так или иначе соприкасающейся с ИАБС и результатами ее эксплуатации. При достаточно развитой телекоммуникационной структуре образование носит в основном дистанционный характер, хотя и имеет множество различий. Однако,

Классификация методов дистанционного образования

является достаточно большим вопросом, который не входит в рамки данной статьи. Мы лишь наметим позиционирование дистанционного образования в банках.

Так передача части информации все еще происходит классическим путем (почтовая и курьерская рассылка) - это распространение информации, инструкций и распоряжений Центрального Банка РФ и внутрибанковской информации, что можно отнести к категории дистанционного оффлайнового образования без обратной связи.
Процесс оффлайнового образования без обратной связи пользователей системы "клиент-банк" сочетается с онлайновым образованием в первые дни после подключения и по мере роста квалификации пользователя переходит на оффлайновый с обратной связью по каналам электронной почты.

По аналогичной схеме организуется образование сотрудников банка работе с ИАБС.

Ниже мы рассмотрим более подробно технологию дистанционного образования на примере системы "клиент-банк" с использованием телекоммуникационных возможностей корпоративной сети банка.

Система "клиент-банк"

С точки зрения финансовых услуг для банков эта система не представляет собой ничего принципиально нового, основные изменения касаются организационной деятельности. Система "клиент-банк" позволяет всего лишь исключить из технологической цепочки обработки финансового документа процедуру передачи бумажного оригинала из рук клиента в руки операциониста и перевода его в электронную форму. Сопутствующие этому процессу операции идентификации и аутентификации документа тоже выполняются автоматически. В дальнейшем документ в электронном виде проходит абсолютно те же этапы обработки, предусмотренные существующей внутрибанковской технологией, что и бумажный документ.

  • На первом плане при внедрении системы находятся вопросы образования клиентов банка ее полноценному использованию, а также сотрудников банка ее обслуживанию.

По мере принятия решения клиентами банка о переходе на систему электронного документооборота производится последовательный отказ от бумажной технологии и перевод на новую технологию. По этой причине организация очных курсов образования группы клиентов невозможна и

  • именно по этой причине процесс образования клиентов банка носит исключительно дистанционный характер и состоит из трех достаточно больших этапов.

Изучение документации

Установке программного обеспечения у клиента и последующему подключению к корпоративной сети банка предшествует этап дистанционного оффлайнового образования без обратной связи. Так супервизор системы "клиент-банк" готовит комплект документации и других необходимых материалов в электронном виде (по запросу клиента может быть создана печатная копия этих материалов). Материалы передаются клиенту при обращении в банк и(или), при возможности, пересылаются по электронной почте. Клиент при получении самостоятельно изучает полученный материал.

  • По понятным причинам это дистанционное оффлайновое образование без обратной связи.

Далее клиент назначает ответственного пользователя со своей стороны и сообщает об этом супервизору системы "клиент-банк". Производится установка переданного программного обеспечения системы - клиентской части. Клиенту сообщается телефон, идентификатор и другая необходимая для настройки системы информация на период треннинга, а также согласовывается время начала периода тренировки.

Треннинг

В этот период пользователь системы "клиент-банк" подготавливает документы в электронном виде у себя в оффисе и затем пересылает их в банк. Однако, в этот период клиент обязан производить дублирование переданной информации по ранее использовавшимся каналам - личная поездка в банк, передача распоряжения по ведомственной сети, по телексу и т.п. Документы переданные в банк по каналам системы "клиент-банк" проходят полный формальный контроль, однако, не включаются в решение операционного дня до момента прихода оригинальных документов клиента, доставленных классическими способами. В случае обнаружения в документах, принятых системой "клиент-банк", неверных реквизитов или разночтений с оригинальными документами последние в период треннинга имеют большую силу и принимаются к обработке с данным по оригинальным документам. В любом случае результаты данной проверки отсылаются обратно клиенту с указанием причин отклонения к исполнению.

  • На этом этапе дистанционное образование происходит с обратной связью.

Обратная связь осуществляется посредством электронной почты и, при необходимости, телефонных звонков.

Все сообщения предназначенные для других абонентов корпоративной сети банка транзитом пересылаются адресатам и носят также характер тестовых сообщений.

За этот период клиент должен поддерживать траффик передаваемых системе "клиент-банк" сообщений не менее 30 процентов от обычного объема документов, но не менее 10 документов в день. По истечении одного месяца работы в тестовом режиме обговаривается день перехода в режим промышленной эксплуатации.

Промышленная эксплуатация

Перевод клиентской части системы "клиент-банк" в режим промышленной эксплуатации назначается, как правило, на 9 часов утра ближайшей субботы. Результатом этого перевода является рассылка всем абонентам корпоративной сети банка специального сообщения, говорящего о включении нового клиента в сеть банка. С этого момента все сообщения принятые от клиента носят юридическую силу документа и принимаются к обработке в ИАБС. Начиная с этого дня необходимость в ежедневном посещении банка и передаче документов ранее принятыми способами отпадает. Однако, при необходимости или просто по желанию клиента часть (или все) документы могут быть переданы в банк классическим способом и приняты к исполнению. Важно только, что эта часть не должна пересекаться с документами, принятыми банком к исполнению в системе "клиент-банк".

При необходимости в дальнейшем проведения треннинга своих новых сотрудников клиент сообщает об этом супервизору системы "клиент-банк". Для этих целей супервизором открывается дополнительный идентификатор, работающий в режиме треннинга. После завершения треннинга данный идентификатор удаляется.

Последнее обновление 15.08.2007
 

 
Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100    

Яндекс цитирования  
</div> </body> <!-- InstanceEnd --></html>