Статьи здесь

Неопубликованные материалы здесь

Перспективы развития рынка электронных финансовых услуг в России

Первая ежегодная конференция-выставка “Инвестиции в России”, ноябрь 2000, отель “Рэдиссон Славянская” (Москва)

 

Виктор Галактионов, руководитель бизнес-блока "Электронный фронт-офис"
АБ ИБГ "НИКойл"

 

Один из руководителей компании Intel сказал как-то, что к 2005 году все компании будут вести свой бизнес в Интернете, те компании, которые проигнорируют эти тенденции, либо прекратят ведение бизнеса, либо будут поглощены другими компаниями. Сказано сильно. Может быть, здесь и есть некоторый полемический перехлест, но темпы развития Интернета в мире и в России в частности заставляют задуматься.

Поистине, Интернет развивается подобно взрыву. В 1996 году число пользователей Интернета в мире было 40 миллионов, в то время как на сегодняшний день — уже около 300 миллионов человек. К концу 2000 года планируется регистрация еще 170 миллионов пользователей. Ожидается, что к 2005 году число людей, регулярно выходящих в Сеть, превысит один миллиард. Практически каждые две секунды сегодня регистрируется новый пользователь сети Интернет. За 2-3 года число доменов возросло более чем в 50 раз и составило 1,3 миллиона. Более 150 государств имеют прямой доступ к Сети. Число появившихся веб-страниц составляет 1 миллиард.

Рисунок 1. Тенденции развития новой экономики

Число покупателей электронной коммерции должно вырасти с 31 миллиона человек в 1998 г. до 183 миллионов в 2003 году. 24% американских компаний продавали продукцию через Интернет в 1998 году, 44% продают продукцию через Интернет в настоящее время и еще 36% планируют начать продажи через Интернет в следующем году.

Ожидается что, объем Интернет-экономики увеличится до 1 триллиона долларов в 2001 г., до 3 триллионов долларов в 2003 г., из которых 1.3 триллиона придутся на межкорпоративные сделки через Интернет в США. В ближайшие пять лет предполагается увеличение объема более чем в 10 раз и достижение отметки в 6,9 трлн. долларов. Объем продаж через Интернет в Европе к 2002 г увеличится почти в 7 раз и достигнет 2000 млрд. долл. Таким образом, объем так называемой электронной торговли составит около 9% от всего объема мировой торговли товарами и услугами.

Хотя развитие Интернета в России отстает по абсолютным показателям от США, Европы и Азии, темпы роста превышают зарубежные. Годовой прирост Интернет аудитории в США в 1999 году составил 15%, а в России — 108%. По итогам 1999 года Россия вошла в список 15 стран, в которых доля пользователей Интернета в общем объеме населения страны наиболее значительна.

Рисунок 2. Тенденции российского рынка

Конечно, спрогнозировать со 100% уверенностью тенденции развития Интернета и новой экономики, тем более еще и в России, на ближайшие пять лет достаточно трудно.

Многие компании, решившие начать ведение бизнеса в Интернет, сталкиваются со следующими вопросами. Должна ли быть степень присутствия компании в Интернет сразу полной? Может быть, для осторожной компании стоит лишь номинально обозначить свое вхождение небольшим количеством продуктов? Тем более что немедленных прибылей это не принесет.

Но ситуация такова, что многие компании, которые поняли сложившиеся тенденции и учитывают их в своем развитии, осуществляют достаточно значительные инвестиции, чтобы уже сегодня захватить максимально большой сегмент клиентов, как можно большую долю рынка. Это обеспечивает сокращение сроков окупаемости проекта.

Положение дел с вхождением в новую экономику очень напоминает становление рынка платежных пластиковых карт в России в начале 90-х годов. Тогда перед банками вставал вопрос, следует ли разворачивать карточный бизнес, когда на всю Москву насчитывается всего несколько банкоматов? Когда только в некоторых торговых точках принимают карточки? Банк, который собирался входить в бизнес, должен был понимать, что на начальном этапе это убыточно, что быстрое получение прибыли невозможно. Одной из задач первопроходцев и лидеров всегда являлась необходимость формирования рынка, "взращивание" клиентов, их обучение. Все это достигается путем предоставления соответствующей информации на конференциях, в статьях, передачах на радио, непосредственно на сайтах. Формирование рынка происходит не только путем пропаганды, но и путем проведения маркетинговых мероприятий. Например, целый ряд программ банка "Столичный" был связан с целевой раздачей пластиковых карт, например, студентам вузов. Это было одним из шагов в формировании рынка. Студенты, которые в начале 90-х получили пластиковые карты, к концу обучения в вузах уже не мыслили себя без этих инструментов. Клиент был обучен и одновременно "привязан". Благодаря такому формированию рынка СБС до кризиса доминировал на рынке пластиковых карточек.

Есть еще причина, по которой входить в новую экономику по чуть-чуть бессмысленно. Грамотные, серьезные решения стоят больших денег. Вложив в создание электронных каналов 5-10 миллионов, трудно рассчитывать на возврат денег путем предложения 2-3 продуктов и услуг. Надо пытаться реализовать через эти каналы максимально возможное число продуктов, как собственных, так и партнерских. Это позволит, с одной стороны, повысить потребительскую ценность такого финансового портала, а с другой — сократить сроки возврата инвестиций.

В настоящее время спектр банковских продуктов и услуг большинства российских банков количество насчитывает в среднем 300-500 позиций, в то время как у ИБГ "НИКойл" это число составляет немногим менее 1 000 продуктов. Этот спектр постоянно расширяется, что сопровождается увеличением расходов на их реализацию, увеличением количества достаточно высокооплачиваемых операционных работников, а также влечет рост расходов на их обучение. Использование высоких технологий при организации фронт-офиса позволит, с одной стороны, снизить себестоимость реализации этих продуктов, а с другой — ускорить обработку поступающих запросов от клиентов. Кроме того, использование передовых технологий предоставляет клиентам доступ к широкому сегменту продуктов и услуг в любое время и в любой точке, любым способом, включая альтернативные каналы (Интернет, WAP, тональный набор и др.).

Интернет позволяет повысить производительность труда работника на 65%, себестоимость операций в банковском и брокерском бизнесе, проводимых через Интернет, сокращается по сравнению с традиционными каналами в 100 раз (с $1,2 до $0,02).

Сейчас позиции ИБГ "НИКойл" на рынке весьма сильны. "Инвестиционная компания НИКойл" занимает 1-2 место по оборотам в РТС. Паевые фонды под управлением "Управляющей компании НИКойл" аккумулируют 75% активов всех российских паевых фондов. Компания принадлежит 70% рынка факторинговых услуг, а по операциям с драгоценными металлами — 65% межбанковского рынка России. В "Депозитарной компании НИКойл" хранится ценных бумаг на сумму более миллиарда долларов.

Чтобы сохранить свое место на рынке, нельзя успокаиваться на достигнутом, надо отвечать веяниям времени, работать на перспективу. Для этого в ИБГ "НИКойл" внедряется электронный фронт-офис. Электронный фронт-офис — это интегрированный организационно-технологический комплекс электронных продаж и мероприятий по продвижению финансовых продуктов и услуг Группы и ее партнеров

В традиционном фронт-офисе много ручного труда. Мы же предполагаем широкое использование коммуникационных технологий, т. е. клиент сам при помощи альтернативных каналов моментально может воспользоваться соответствующей услугой. Электронный фронт-офис — не только продажа электронных продуктов. Это прежде всего комплекс целого ряда мероприятий, прежде всего — маркетинговых. Без формирования рынка электронному фронт-офису не быть.

Основа маркетинга в новой экономике является максимальный учет интересов конкретного сегмента рынка. Интернет и новые технологии дают уникальную возможность произвести сегментацию вплоть до конкретного клиента (провести персонализацию клиента) и, соответственно, разработать и предложить клиенту оригинальный набор продуктов и услуг. В этой связи построение полнофункционального ЭФО невозможно без использования принципиально новой методологии взаимодействия с клиентом, построенной с учетом концепции "интеллектуального персонального целевого маркетинга" или "one-to-one marketing".

Наша цель — построение полнофункционального электронного фронт-офиса Группы. В первую очередь мы планируем предоставить рынку брокерские услуги, на втором этапе — дополнить банковскими продуктами. Хотя это вовсе не значит, что потребности рынка именно таковы или что мы расцениваем электронное брокерское обслуживание как наиболее прибыльное направление.

В частности, электронный фронт-офис и электронный бизнес вообще (не только банковский и брокерский, но и любой), ориентирован исключительно и только на реализацию стандартных продуктов и услуг. Если продукт или услуга может быть стандартизована и формально описана, она может быть реализована и через каналы электронной коммерции. Если услуга не формализуема, если каждый раз она разрабатывается уникально, под данную ситуацию, под конкретного клиента конкретным работником банка, эти продукты и услуги не могут быть реализованы через электронные каналы.

Новая экономика предполагает очень жесткую структуризацию, формализацию и стандартизацию услуг и создание неограниченного их количества, постоянно расширяющегося для наиболее полного удовлетворения клиентуры. Тем самым это предполагает построение и реализацию не очень дорогих и несложных продуктов большому количеству клиентов в большом количестве. Последнее предполагает полную автоматизацию всех бизнес-процессов и бесшовную интеграцию всех информационных ресурсов банка.

Несмотря на то, что многими экспертами на сегодня видится, что время электронных финансовых услуг еще не пришло, можно с полной уверенностью сказать, что это время неумолимо наступает. Через два-три года пытаться захватить рынок будет поздно. Время на самом деле пришло и оно пришло уже вчера, незаметно для нас самих. И лидерами на рынке станут те, кто заметят эти изменения первыми.

Последнее обновление 15.08.2007
 

 
Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100    

Яндекс цитирования  
</div> </body> <!-- InstanceEnd --></html>