Статьи здесь

Неопубликованные материалы здесь

К вопросу о стандартах автоматизированных банковских систем

Сессия ОИВТА РАН по проблеме “Развитие и применение открытых систем”, 10-11 апреля 1997, Президиум РАН (Москва)

 

Виктор Галактионов, заместитель начальника управления автоматизации Московского Муниципального Банка, 1961 г.р., окончил Московский институт электронного машиностроения в 1984 г., кандидат технических наук с 1997 г., круг научных интересов – вопросы эффективности, методы оптимизации, моделирование вычислительных систем и бизнес-процессов, по указанной тематике имеет 8 печатных работ

 

Рассмотрены общие подходы к анализу автоматизированных банковских систем (АБС) с позиций теории массового обслуживания. Построены модели для анализа АБС, проведено функциональное и фазовое деление АБС. Предложено определение информационного стыка и возможные виды стыков в АБС. К стандартизации автор рекомендует информационные стыки. В заключение рассмотрена концептуальная информационно-технологическая модель АБС

С использованием компьютерных сетей и новейших информационных технологий многие связывают новую эру в бизнесе. По прогнозам Американской ассоциации банкиров, число средних и крупных банков, предлагающих обслуживание финансовых операций с помощью персональных компьютеров, в нынешнем году возрастет почти в четыре раза. Интерактивные банковские услуги делают текущий счет доступным все 24 часа в сутки, большинство операций по оплате счетов автоматизировано. Вопрос уже не в том, существует ли необходимость внедрения новейших технологий, а в том, как использовать эти технологии с максимальной пользой для бизнеса.

При этом проблемы, поднимаемые на этой сессии, являются в достаточной степени схожими для зачастую принципиально различных областей промышленности и бизнеса. Так, проблемы, затронутые в докладе представителя военно-промышленного комплекса – объединения “КОМЕТА”, не смотря на существенные различия специфики оборонной промышленности и банковской сферы, присущи в полной мере и для Российских банков, в особенности для крупных банков – Центрального Банка, Сбербанка России. Порядок ведения бухгалтерского учета вплоть до последнего времени не подвергался принципиальным изменениям, если не брать во внимание новый план счетов и порядок работы с ним, которые вводятся в 1998 году. Поэтому при модернизации вычислительных комплексов банков, морально устаревших и выработавших свой ресурс, необходимость выполнять по сути своей операции, аналогичные операциям 80, и даже 70 годов тем не менее сохраняется. Современные условия предъявляют жесткие требования. Необходимость смены парка вычислительной техники возникает примерно каждые десять лет. И каждый раз идет полное переписывание всего программного обеспечения. Вместе с этим известный специалист, разработчик операционных дней ЦБ для комплексов Урал и ЕС ЭВМ Виталий Садовский утверждал, что «более 90% обработки банковской информации заключается в конвертации в другой формат и сортировке». Сегодня можно наблюдать очередной третий по счету процесс полного переписывания программного обеспечения ЦБ и хочется надеяться последнего, при условии разработки его на принципах открытых систем.

Дальнейший прогресс информационных технологий в банковской индустрии невозможен без осознания ведущими банками и фирмами-производителями банковских систем существующих и потенциальных проблем в области обработки банковской информации. Необходима определение и описание конкретной технологии, применяемой в банковской индустрии, и ее продвижение в широкое сообщество поставщиков, производителей и потребителей продуктов банковских технологий. В качества средства достижения названной цели предлагается разработка и дальнейшая поддержка технической спецификации обработки и обмена банковской информации. Разработанная спецификация должна быть свободно (без лицензионных отчислений) доступна для использования. Центральным Банком России в настоящее время ведется разработка проекта положения, определяющего спецификации и форматы электронных банковских документов.

В 1996 году была разработана Стратегия развития платежной системы России, которая содержит в частности мероприятия по созданию системы расчетов в режиме реального времени и разработку систем стандартизации и сертификации банковских технологий. Задачи эффективного функционирования системы расчетов на основе проведения единой политики возложены на Департамент методологии и организации расчетов. (http://www.cbr.ru/banktoday/payment_system.html)

За рубежом уже давно осознана необходимость в проведении работ в области стандартизации обмена банковской информацией и инициативы такого типа существуют в нескольких государствах, включая США, Канаду и страны европейского содружества. Процесс выработки соглашений (стандартов) требует реальной консолидации усилий со стороны многих коммерческих компаний, исследовательских организаций и государственных учреждений.

Разработка стандартов за рубежом давно перестала быть монополией государства. С инициативами по стандартизации часто выступают частные фирмы, а также консорциумы, объединяющие коммерческие компании, государственные организации и учебные заведения. Российское законодательство в области стандартизации также предусматривает существование не только государственных стандартов, но и, в частности, стандартов научно-технических и инженерных обществ. Представляется целесообразным создание стандарта именно такого типа. Такой стандарт проходит процедуру утверждения, принятую самой разрабатывающей организацией. Преимущества этой схемы состоят в том, что удается учесть мнения и рекомендации широкого круга специалистов, обеспечив при этом быстрое и свободное от блокирования принятие спецификации. По завершению разработок и тестирования спецификации по решению комитета может быть запущена процедура утверждения данного стандарта в качестве государственного.

Специфика российского рынка банковских технологий определяет актуальность и особенности проблемы обработки банковской информации для России. Наряду с действием общих тенденций к вовлечению в процесс реализации проектов программных продуктов многих поставщиков, сказывается и ряд местных особенностей, среди множества которых можно выделить несколько ведущих.

Построение или репроектирование крупных информационных систем в банковском бизнесе обладают рядом особенностей.

Одна из серьезных проблем связана с организацией отечественного банковского дела, имеющей значительные отличия от аналогичной зарубежной в части ведения бухгалтерского учета и отчетности. Как правило, зарубежные программные средства не поддерживают напрямую принятого в нашей стране порядка учета и отчетности.

Другая особенность состоит в широком распространении в России довольно большого числа несовместимых и зачастую сильно различающихся банковских систем, которые нуждаются в анализе и классификации. Отсутствие качественных фактических стандартов приводит к технологической сегментации российского рынка автоматизированных банковских систем. И с каждым днем этот процесс только усиливается.

Перечисленные выше особенности, требуют разработки специальных спецификаций обработки и обмена банковской информацией, учитывающих российскую специфику, а существующие в мире качественные и общепризнанные разработки в этой области должны лечь в основу работ.

Стандарт должен опираться на базовые общепринятые спецификации типа протоколов сетевого обмена, форматов файлов и другие. Важнейшей частью спецификации и основным направлением работ на современном этапе должно явиться описание моделей автоматизированных банковских систем. Далее на этой основе будут строиться спецификации обмена данными для разных областей банковской деятельности (например, для операционно-кассового обслуживания, кредитования, работы с ценными бумагами).

С позиций теории массового обслуживания АБС является системой, направленной на обработку входного потока заявок L. Состоит из очереди Q и обслуживающего прибора B (Рис. 1). Результатом работы АБС является выходной поток сформированных системой отчетов N.

Рис. 1 Укрупненное представление АБС.

Однако такое укрупненное обобщение, при котором АБС рассматривается как один обслуживающий прибор, не учитывает многих существенных моментов:

  • наличие большого числа разных типов поступающих на обработку заявок и
  • большое число типов выходных документов, обладающих принципиальными отличиями в обработке, как по временным параметрам, так и по внутренним маршрутам обработки.

По этой причине автоматизированная банковская система состоит из ряда модулей, соответствующих направлениям деятельности банка и реализующих специфические особенности обработки различных типов документов. Это позволяет нам рассматривать АБС разделенной по вертикали на различные функциональные модули в соответствии с ее составом – функциональное деление.

В обработке банковских документов характерно выделение четырех фаз – фазовое деление.

Первой фазе соответствует обработка документов служащими банка непосредственно в присутствии клиента – front-office.

На второй фазе происходит внутренняя обработка документов – back-office.

Учет всех банковских операций производится в подразделениях accounting.

В самостоятельную группу – analysis – выделены операции реализующие анализ текущего состояния банка, планирование и внутренний аудит банка.

Представленная к рассмотрению модель функционального и фазового деления АБС (Рис. 2) является простейшим случаем – плоской моделью.


Рис. 2 Горизонтальное (фазовое) и вертикальное (функциональное) деление АБС

Отметим, что в представленной модели не нашли отражение достаточно важные и неотъемлемые процессы согласования и подписания документов руководством. Отражение данных процессов происходит во втором слое предложенной к рассмотрению модели, который из соображений наглядности не изображен. Также не отражено взаимодействие АБС между банками, к примеру, при передаче документов в ЦБ и при приеме выписок. Данный вопрос выходит за рамки доклада, целью которого является определение только внутрибанковских интерфейсов АБС, подлежащих стандартизации.

Передача данных между различными модулями или обслуживающими приборами одного или различных уровней осуществляется на основании спецификаций интерфейса. Назовем интерфейс (звено) передачи данных от одного обслуживающего прибора к другому стыком (модулей). Отметим, что стыки (Рис. 3) могут быть как в горизонтальном направлении – фазовые стыки, так и в вертикальном – функциональные стыки. Фазовые стыки присутствуют, как правило, при прохождении нескольких фаз обработки одного документа между отдельными служащими одного подразделения. Как, например, прием платежного документа на списание и проверка наличия средств на счете клиента. Вертикальные стыки, как правило, образуются при формировании дополнительных внутренних документов, предназначенных к обработке другими подразделениями банка, или при передаче документа на обработку в смежные подразделения другого уровня. Так, заявка клиента на конвертацию валюты после прохождения контроля порождает горизонтальный стык – бухгалтерия банка, и вертикальный стык – управление валютных операций.

Рис. 3 Основные типы стыков.

Очевидно, что стыки должны удовлетворять условиям концепции открытых систем. В открытой системе детальному описанию и стандартизации подлежат стыки, а не частные решения и способы реализации обслуживающих приборов. При этом под обслуживающим прибором может пониматься как отдельный служащий банка, выполняющий, в частности, работу в ручную, или группа служащих, так и программный работ, полностью работающий в автоматическом режиме. Обслуживающие приборы являются лишь конкретным решением одной из возможных реализаций спецификации обработки описанного стандартом входного потока документов и формировании на выходе потока в формате, предписанного также стандартом.

Однако вплоть до последнего времени внимание ряда государственных служб, имеющих отношение к данному вопросу, сосредотачивается на стандартизации и сертификации конкретных реализаций, что, увы, представляется нам не совсем верным направлением.

Рассмотрим одну из возможных моделей – концептуальную информационно-технологическую модель автоматизированной банковской системы (Рис. 4).

Рис. 4 Концептуальная информационно-технологическая модель АБС.

При этом следует отметить, что в ряде случаев функции обработки нескольких последовательных фаз могут быть совмещены при выполнении. Так один служащий операционного зала на одном рабочем месте и зачастую в одном программном модуле выполняет функции front-office – прием платежного документа у клиента, проверка правильности заполнения, наличия необходимых и разрешенных подписей в соответствии с карточкой с образцами и других реквизитов – и функции back-office – проверка наличия на счете клиента необходимой суммы денег, ввод документа и передачи его в электронном виде в ЦБ. Таким образом, нетрудно видеть, что автоматизированную систему можно УСЛОВНО разделить по горизонтали на четыре фазы.

Отметим, что на данной схеме по причине ее достаточной сложности не нашли отражение такие моменты, как внешние воздействия, которые случайным образом влияют как на динамическую структуру описанной СМО, так и на параметры обслуживающих приборов. Модель с уровнем детализации, полностью отражающим реальное состояние системы банка, построить представляется практически нецелесообразным – в основном по причине невозможности ее дальнейшего анализа.

В заключение отметим, что цель разработки концептуальной информационно-функциональной модели АБС не ограничивается только детальным исследованием и описанием информационных стыков АБС. На основании информационно-технологической модели возможно построение аналитических и имитационных моделей АБС детального моделирования конкретного решения. Получение количественных характеристик позволяет оценить эффективность принимаемого в проекте решения, связанного с построением новой или репроектированием существующей АБС.

Последнее обновление 15.08.2007
 

 
Рейтинг@Mail.ru   Rambler's Top100    

Яндекс цитирования  
</div> </body> <!-- InstanceEnd --></html>